1.3 Повышение уровня здоровья населения

2006-2010 годы были периодом глубоких системных преобразований в системе здравоохранения. Сформирована основа для достижения главной цели – повышения эффективности охраны здоровья населения. Создана мотивация на развитие профилактики и ранней диагностики заболеваний, сохранения здоровья, повышение интенсивности и эффективности лечения.

Вместо ранее существовавшей борьбы за увеличение «койко-дней» и количество штатных единиц в медицинских учреждениях, новая система стимулирует борьбу за здоровье людей. Переход на одноканальное подушевое финансирование здравоохранения с фондодержанием на уровне первичного звена и реформирование системы оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата составили основное содержание реформ.

Медицинским организациям был обеспечен допуск к работе в системе обязательного медицинского страхования и фондодержанию вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчинённости, а гражданам – право выбора лечебного учреждения, что положило начало созданию конкурентной среды в сфере оказания медицинских услуг. При этом медицинские учреждения получили стимулы для активизации профилактической работы, ранней диагностики заболеваний развития стационарозамещающих технологий, оптимизации структуры и штатов, повышения интенсивности и эффективности лечебного процесса, внедрению современных технологий - в конечном итоге борьбы за пациента и сохранение его здоровья.

В лечебных учреждениях созданы Советы по оценке эффективности и распределению фонда оплаты труда. Зарплата в здравоохранении за 5 лет увеличилась в 2,4 раза: с 5,5 тысяч рублей в 2005 году до 13,2 тысяч в августе 2010. Зарплата врачей выросла в 2,6 раза: с 9 тысяч до 23 тысяч рублей, среднего медицинского персонала – в 2,5 раза: с 5 тысяч до 13 тысяч рублей. Проводится мониторинг деятельности лечебных учреждений и рейтинговая оценка, опросы удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи. Все эти результаты публикуются в сети Интернет и доступны для всех граждан. Работает горячая линия Минздрава.

Однако, если на первом этапе реформирования у системы здравоохранения были внутренние резервы за счет сокращения неэффективных расходов, то в 2009 году, когда они все уже были использованы и необходимо было увеличивать финансирование, сделать это нам не удалось из-за мирового финансового кризиса. Но уже в этом году мы постоянно и планомерно увеличивали нормативы финансирования и к сегодняшнему дню подняли их почти на 50% (решение о последнем повышении было принято две недели назад со вступлением в силу с 1 июля). За пять лет мы сделали серьезные капитальные вложения в отрасль. Построен и введён в эксплуатацию Региональный перинатальный центр, завершено строительство и реконструкция ряда корпусов областного противотуберкулезного диспансера. Реконструированы корпуса Детской областной больницы, Калининградской областной больницы №1, областной стоматологической поликлиники, многих районных больниц.

Введены новые здания различных медицинских учреждений в ряде муниципалитетов. Было начато строительство центра сердечно-сосудистой хирургии. Планируется, что первых пациентов он примет уже в октябре 2011 года. Больницы и поликлиники области получили современное медицинское оборудование, машины скорой медицинской помощи, лабораторные комплексы. Оснащена современным оборудованием Областная станция переливания крови.

Приоритетом работы системы здравоохранения региона стала борьба с социально-значимыми болезнями, прежде всего, с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией. Численность больных туберкулезом сократилась с 2005 по 2010 год на 30%. Но наиболее значительное свидетельство перелома ситуации в сфере туберкулеза – снижение смертности от этого заболевания с 2005 года на 60%. А это один из главных индикаторов качественных позитивных изменений в здравоохранении. Была создана учебная базы для подготовки медицинских кадров.

В 2006 году в Российском государственном университете имени Канта для этих целей был открыт медицинский факультет. Тем не менее, на сегодняшний день кадровая проблема остается крайне актуальной. Проведенные реформы уже начинают приносить первые результаты, возможно, пока еще не всем очевидные. Так, например, до 2006 года средняя продолжительность жизни в нашей области постоянно снижалась и в 2005 году составляла 61,5 год, однако сейчас эту тенденцию удалось преодолеть, и теперь продолжительность жизни составляет уже 67,9 лет. За последние пять лет удалось почти вдвое снизить смертность населения в трудоспособном возрасте, в полтора раза смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, более чем вдвое – смертность от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий и алкоголя.

Принятые меры позволили снизить общую смертность с 18,1 до 12,7 на 1000 человек населения, и наряду с повышением рождаемости переломить тенденцию естественной убыли населения. Удалось снизить младенческую смертность до уровня развитых европейских стран (4,7 на 1000 жителей, что почти вдвое выше среднероссийского). Два года в области не было случаев материнской смертности. Сегодня по этим показателям мы один из образцовых регионов страны. Можно спорить об эффективности работы системы здравоохранения, но неоспоримо одно – достигнуты значительные результаты по улучшению и сбережению здоровья граждан, увеличению продолжительности жизни, повышению ее качества, снижению заболеваемости.

Одной из самых страшных проблем области, была наркомания. Совместно с соответствующей Федеральной службой мы провели большую, системную работу по искоренению этой напасти из жизни общества.Были выявлены и перекрыты трансграничные каналы поступления наркотиков в область, ликвидировано незаконное поселение (называемый в народе поселок Дорожный) в пригороде Калининграда по сбыту наркотиков. Для того, чтобы понять, насколько изменилась ситуация в этой сфере, достаточно взглянуть на статистику. Число смертей от передозировок и отравлений наркотиками снизилось с 435 случаев в 2005 году до 17 - в 2009 году. За 7 месяцев 2010 года таких случаев было всего 7. Область больше не используется для транзита наркотиков.

 

Как результат, можно говорить об общем оздоровлении ситуации и в сфере детской и подростковой преступности. Так, доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилась почти в 2 раза до 4,9% в 2009 году (при среднем показателе по Российской Федерации - 5,7%).