2.1 Развитие инфраструктурного потенциала

Серьезным препятствием интенсивному развитию экономики и привлечению инвестиций в нашу область была неразвитость инфраструктуры. Значительные усилия работы Правительства в сфере стимулирования экономического развития были направлены на решение инфраструктурных проблем. В Стратегии развития области два из четырех основных приоритетов непосредственно относятся к инфраструктуре. Это развитие энергетического и транспортно-логистического комплексов.

Энергетический комплекс

Базовым энергоисточником региона является Калининградская ТЭЦ-2. В 2006 году благодаря пуску ее первого энергоблока уровень обеспечения области собственной электроэнергией составил 69,2%, что почти в 5 раз выше, чем в 2005 году, когда данный показатель составлял 14%. В декабре 2010 года планируется завершить строительство второго энергоблока, в результате чего начиная с 2011 года мы сможем экспортировать электроэнергию. Начато строительство Балтийской атомной электростанции мощностью 2300 МВт с вводом первого энергоблока в 2016 году, что позволит обеспечить качественно новый современный уровень жизни людей и развития экономики. Важным направлением в работе Правительства также был вопрос газификации. Еще пять лет назад мы были одним из самых малогазифицированных регионов России. В 2006 году мы совместно с ОАО «Газпром» приняли специальную программу газификации области. Большинство мероприятий в ней реализуются за счет средств ОАО «Газпром». В частности, закончено расширение газопровода Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград, начинается строительство терминал по приему сжиженного газа. В 2011 планируется завершить сооружение подземного газохранилища. Были газифицированы природным газом Гурьевский и Зеленоградский районы, идет газификация Гвардейского, Гусевского, Правдинского, Краснознаменского, Неманского, Славского районов, городов Калининград, Советск, Янтарный. С 2006 по 2010 год только из бюджета было направлено в четыре раза больше средств на газификацию муниципалитетов, чем в предыдущие пять лет, построено в три раза больше газовых сетей. В результате объем потребления газа за этот период вырос почти в 2 раза.

Существенное внимание уделялось также состоянию дорог. Впервые в области был разработан перспективный План развития сети автомобильных дорог. Он включает в себя строительство и реконструкцию более 600 км автомобильных дорог, в том числе ведущих к пунктам пропуска через государственную границу, доведение их до 4-х полосного движения со строительством обходов населенных пунктов. В соответствии с Планом за последние годы уже введены в эксплуатацию дороги «Калининград-Мамоново II-граница Республики Польша», обход поселка Чернышевское, обход Багратионовска, завершено строительство 1-й очереди Приморского кольца – дороги Калининград-Зеленоградск с подъездом к аэропорту «Храброво». Ведется строительство обхода Советска, 1-й очереди Южного обхода г.Калининграда, второй очереди Приморского кольца – от Светлогорска до Зеленоградска с подъездом к городам Пионерский и Светлогорск. В области работает масштабная программа ремонта и реконструкции муниципальных дорог. Общий объем капитальных вложений в дорожное хозяйство в 2006-2010 годах почти в 5 раз превысил вложения за предыдущий пятилетний период. За прошедшие 5 лет существенно приросли наши стратегические логистические мощности, построены крупные портово-перегрузочные и железнодорожный грузопассажирский паромный комплексы, открыта железнодорожно-автомобильная паромная линия Усть-Луга-Балтийск. Организована за счет областного бюджета паромная переправа «Балтийск – Балтийская коса – Балтийск».

Министерством транспорта РФ начата реализация проекта по строительству глубоководного порта с мощностью 128 млн. т грузооборота. В декабре 2007 года подписано Соглашение с Литвой о судоходстве в Куршском заливе и по внутренним водным путям, а в августе 2009 года – Соглашение с Польшей о судоходстве в Калининградском (Вислинском) заливе. Определяющим для области является развитие воздушного сообщения. Начатая комплексная модернизация аэропорта «Храброво» и создание региональной авиакомпании увеличили пропускную способность аэропорта и пассажиропоток с 0,66 млн. человек в 2005 году до 1,9 млн. человек в 2008 году. Общее количество пассажиров, перевезенных по воздуху увеличилось с 670 тыс. человек в 2005 году до 1,9 млн. человек в 2008 году. До сентября 2009 г. впервые в европейской части Российской Федерации реализовывалась модель российско-европейской авиатранспортной системы, позволяющей в кратчайшие сроки доставлять авиапассажиров из крупных российских городов в города Европы и обратно без пересадок в аэропортах Москвы и Европы. Перевозки из Калининградского аэропорта осуществляли 9 авиакомпаний в 26 городов России и Европы. К сожалению, в период кризиса обанкротилась наша региональная авиакомпания «КД-авиа» - главный участник этой системы. Восстановление этого проекта и завершение реконструкции аэропорта «Храброво» является важнейшей задачей на следующие годы.

Связь

Отрасль информационных технологий, связи и телерадиовещания также динамично развивалась в последние 5 лет. Общий объем капитальных вложений из всех источников в отрасль связи составил в 2001-2005 годы – 151,5 млн. рублей, а в 2006-2010 годы – 3377 млн.рублей. Развитие отрасли с 2007 года по 2010 год осуществлялось в основном за счет привлечения инвестиций операторов связи и федеральных целевых программ. Основные усилия в этот период были направлены на совершенствование существующей информационно-коммуникационной инфраструктуры, привлечение инвестиций, использование современных информационных технологий в реализации социально значимых проектов. По сравнению с 2005 годом:

- общая протяженность внутризоновых и магистральных волоконно-оптических линий связи увеличилась на 1238 км и составляет 1368,42 км. Волоконно-оптические линии связи проложены ко всем муниципальным образованиям региона;

- плотность пользователей Интернетом увеличилась с 0,4процента до 26,8 процента;

- доля телефонизированных населенных пунктов увеличилась на 31,4 процента и достигла 100 процентов.

В настоящее время доступ к сети Интернет и организацию каналов передачи данных имеют 22 администрации муниципальных образований II уровня (подключены по волоконно - оптическим линиям передачи, скорость доступа не ограничена). Совместно с ФГУП «Почта России», при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Правительства Калининградской области открыт прямой международный почтовый обмен со странами Европы. На территории Калининградской области, в первом из субъектов Российской Федерации, начато тестовое вещание телевизионных программ, вошедших в первый обязательный мультиплекс, в цифровом формате. К началу 2011 года охват цифровым вещанием населения региона составит 70 процентов. Вместе с тем, доля населения, охваченного теле- и радиовещанием, выросла с 2005 года с 97,4 процента до 99,4 процента в 2010 году.

Обновлено 26.07.2011 08:11