ВВЕДЕНИЕ

Георгий Валентинович Боос

В октябре 2005 года было сформировано и приступило к работе Правительство Калининградской области. К этому времени в области уже более 10 лет работала особая экономическая зона,  основанная на разрешенном беспошлинном ввозе иностранных товаров, что создавало условия для развития торговли, автомобильных перевозок и так называемой «отверточной сборки». Все это позволяло на тот момент снять социальную напряженность, обеспечить население области работой, в результате чего экономика региона росла темпами, превышающими среднероссийские, однако этого было явно недостаточно, чтобы в обозримом будущем сравняться по уровню жизни с соседями по Балтийскому региону.

По показателю ВРП на душу населения область в 2005 году находилась на 38-м месте в России и на 9-м (предпоследнем) в Северо-Западном Федеральном округе. При этом рост, который демонстрировала экономика области, нельзя было назвать устойчивым. Преимущества, предоставляемые Законом об ОЭЗ, нивелировались постоянно возникающими таможенно-пограничными проблемами. Достигнутые темпы роста производства не обеспечивали восстановление экономики после глубокого экономического спада 90-х годов, затронувшего все отрасли.  Начиная с 1945 года, и даже после урегулирования государственных границ в 1970 году, регион находился на остаточном финансировании, так как большая часть ресурсов на западе СССР вкладывалась в прибалтийские республики. Все это выразилось в гораздо меньшей, чем в других регионах Российской Федерации, обеспеченности школами, больницами, спортивными сооружениями и другими социально-необходимыми объектами.

В виду закрытого статуса области не развивалась портовая и приграничная инфраструктура, не использовались возможности развития туристско-рекреационного комплекса. При самой высокой в России плотности автомобильных дорог их состояние было неудовлетворительным, износ коммунальной инфраструктуры составлял более 70 процентов. Большая часть населенных пунктов области не была газифицирована природным газом, не имела очистных сооружений, утилизация ТБО происходила хаотично на более чем 250-ти необорудованных свалках. Область была энергетически дефицитной. Было очевидно, что для создания приемлемых условий жизни в области и сохранения геополитической стабильности в регионе необходимо вывести экономику на качественно новую траекторию развития.

В кратчайшие сроки, с привлечением ведущих экспертов, Правительством были подготовлены Стратегия развития региона до 2031 года и Программа социально-экономического развития до 2016 года, предусматривающие существенный рост качества и уровня жизни населения и создание условий для повышения конкурентоспособности экономики. 18 января 2007 года Правительство Российской Федерации на своем заседании рассмотрело и одобрило указанные Стратегию и Программу. Благодаря этому была разработана новая редакция Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2014 года с общим объемом финансирования 436 млрд. рублей.

Обновлено 25.07.2011 13:27